Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

среда, 14 октября 2009 г.

Что зависит от детского сада?

Что зависит от детского сада?Детство не вычеркнуть из жизни

Детство – это тот сосуд, который пытаются наполнить лучшим. И лишь от наполнителя зависит развитие ребенка. Чем наполнишь – то и получится.

Говорят: «Да что уж детский сад! Я смутно помню, что там вообще происходило. Как могло на ребенка повлиять заведение, где ты был как все и действовал по плану и программе? Вот, мол, школа, там я и росла и воспитывалась, проходя путь от первоклашки до студента. Там, конечно, тоже были программы, но мы (школьники) уже могли им сопротивляться и жить своей подростковой жизнью. Отсюда и прогулы, и беспардонное отношение к учителям, с которым последние пытаются бороться».

А ведь все намного проще: дети просто требуют забыть и отбросить все программы, осознать, что природа сама заложила в них программу, а вам (взрослым) остается только корректировать и дополнять ее, а не внедрять свою, сухую и чопорную, как старая Англия.

Вот так многие из нас вычеркивают детство, как будто его совсем не было. Но если мы смутно помним прошлое, это еще не значит, что оно не внесло какую-либо лепту в наше жизненное становление.

Да, мы можем многое не помнить, но психологи исследовали и доказали, что все происходящее с нами в детстве закладывается в «подкорку», а все негативное и отрицательное может в дальнейшем выплеснуться в виде комплексов, страхов или простой неспособности к каким-либо действиям. Так как же мы можем вычеркнуть детство из нашей жизни? Ведь оно и является тем фундаментом, на котором потом строится дальнейшая жизнь.

Мы не были роботами

Я, как и все, перейдя через границу «государства детства», забыла про него и пыталась быстрее познакомиться со взрослой жизнью. Но потом, размышляя над причинами возникновения тех или иных своих взглядов, интересов, убеждений, пришлось обратиться к «фундаменту» и проследить – как же все-таки «мой дом строился».

Как детский сад, который проповедовал здоровый образ жизни (а я воспитывалась именно в таком садике) смог заложить во мне неискоренимую потребность к преодолению?

Наверное, потому, что здесь не было такой сухой и чопорной программы, как в остальных дошкольных заведениях! Мы (дети) были свободнее в своем выборе, не было никаких четких указаний – что рисовать, во что играть, сколько спать. Изначально нам была дана возможность личностного развития, а не стадного воспитания. Уже в таком раннем возрасте мы ощущали себя не объектами, а субъектами воспитания. К нам относились как к равным. Ведь любому человеку (даже самой малой крохе) необходимо, чтобы с ним считались как с личностью, а не как с пустым объектом, который обязан подчиняться программному плану. Мы не были роботами, машинами.

Отсутствие насилия и подавления обусловили возможность личностного развития всем детям без исключения. Да, есть такие люди, которые сквозь преграды, преодолевая давление, достигают желаемых результатов. Но, во-первых, их единицы, во-вторых, ребенку сложнее сопротивляться такой титанической (по сравнению с его) силой взрослого. Поэтому, открыв в детском саду «ворота к свободе», детям дали возможность проявить себя. И сильные, и слабые оказались в равных условиях.

Три условия личностного развития

Преодолевать трудности приходилось нам самим: никто не вмешивался в наши детские ссоры. Таким образом, дойдя до школьного возраста, все ребята умели решать спорные вопросы и межличностные проблемы. Здесь считалось недопустимым закатывать истерику и кричать, что Петя меня ударил или забрал машинку.

Вот в первом пункте личностного развития можно поставить галочку соответствия.

Праздничные концерты придумывали сами дети. Никто не заставлял учить именно это стихотворение, потому что оно идет по сценарию. В нас просыпалась творческая личность, со своими взглядами на окружающее пространство. А главное, к нам прислушивались и ценили каждую новую идею.

Вот и второй пункт обозначили.

Развитию физического здоровья уделялось очень много времени. Как бы не была заезжена фраза: «В здоровом теле – здоровый дух», но именно она соответсовала нашему жизненному пространству. Наглядно-образное мышление ребенка, соединяясь с его подвижностью, приносило большие результаты. Процесс обучения в движении происходил быстрее. Многие родители жалуются, что их ребенок невыносимо стремителен, неугомонен, что взрослые падают с ног, а энергия малыша бьет ключом.

В нашем детском саду сделали просто, без всяких заумных теорий двигательной активности: дали возможность детям преобразовывать свою неуемную движения в творческую, созидательную.

Вот и третий пункт личностного развития закрыли.

Толчок… к свободе

Так мы жили, преодолевая трудности сами, раскрывая для себя этот новый мир и свои возможности. Здесь никто не говорил: «Ты это плохо делаешь. Не умеешь, не берись. И вообще, эта твоя новогодняя елочка похожа на динозавра из «Парка Юрского периода».

Здесь говорили по-другому: «Сделай это лучше, преодолей свой страх и у тебя все получится».

В нас вселяли уверенность в свои силы, показывая, что мир многогранен, и ища себя в нем, будешь упорным – у тебя все получится.

Разве могло не дать толчок такое воспитание? Разве могут выпускники такого сада смутно помнить свое детство? Разве не стали мы свободными, целеустремленными личностями?

Я редко встречаю своих детсадовских одногруппников не потому, что мы растерялись, а потому, что этих людей тяжело отлучить от упорной работы. Кто-то бьет бетонную стену рогом, выросшим еще в детском саду, а кто-то обходит окружными дорожками. Но все они твердо движутся к своей определенной цели.

Вот и я стала задумываться, откуда во мне такая жажда все сокрушить, но добиться желаемого? И эта жажда, начиная от таких мелочей, как поход к врачу до покорения высот вечно меня преследует. А эта жажда – жажда преодоления. Но ведь не могла же она взяться ниоткуда? Она постепенно вскармливалась и взращивалась с самого детства.

- - - -
Инна БЛУДОВА,
выпускница детского сада №128, г. Луганск
«Что зависит от детского сада?»
«Газета для родителей» №03/45 Март 2009

Читайте также:

0 коммент.:

Отправить комментарий