Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

понедельник, 15 февраля 2010 г.

Педагогика болезни: если ребенок часто болеет (часть I)

Педагогика болезни: если ребенок часто болеетНекоторые дети в первые годы жизни часто болеют. Как правило, родители таких малышей видят в этом только медицинскую проблему. Но они ошибаются.

Дело в том, что болезнь ставит ребенка в совершенно особые отношения с окружающими. Если такие отношения складываются стихийно, они обычно вредят ребенку в воспитательном смысле, портят его. Происходит это естественным образом и очень постепенно. Родители чаще всего ничего не замечают, спохватываются только тогда, когда кроха уже превратился в капризного домашнего тирана. И не могут понять: что же такое с ребенком? Он же был добрым, хорошим! И вдруг почему-то «испортился»!

А на самом деле «испортили» малыша сами взрослые, только «не ведая, что творят» - сами того не замечая.

Хотя, разумеется, избежать такого печального педагогического результата многочисленных детских болезней можно и даже совсем не трудно: нужно только с самого начала видеть в постоянных «болячках» вашего чада не только медицинскую, но и воспитательную и отчасти психологическую проблему.

Пятилетняя старушка

Липочка (полное имя – Олимпия) – очень крупная, неестественно полная девочка с очень странным выражением лица. Такое может быть у человека, объевшегося шоколадных конфет до того, что у него живот заболел. Что-то такое брюзгливо-мрачное и в то же время пресыщенное. Надутые губки, взгляд исподлобья. Ей пять с половиной лет.

Липочка пришла вместе с мамой. Визиту предшествовала долгая телефонная дискуссия: мама пыталась убедить меня приехать к ним домой – я отвечал, что этого никогда не делаю. Что, ваш ребенок плохо себя чувствует? Нет, сейчас уже нет. А в чем же дело? Она не привыкла никуда ездить. Она не хочет. Не хочет? Ничего страшного! Не всегда же делать только то, что она хочет!

Мама выглядит крайне обеспокоенной. Она прямо при дочери выкладывает о ней всю подноготную: девочка не хочет ничего делать, целыми днями слоняется по комнате, валяется на диване, часами смотрит мультики. Очень капризная, грубит. Не желает ходить в «школу» (то есть на занятия по подготовке к школе), читать, хотя знает все буквы и читать умеет. Не хочет гулять во дворе без мамы, объясняя это тем, что «меня все обижают».

… Все это началось года полтора тому назад. У Липы оказалось что-то не то с иммунитетом: то есть первые два года она болела редко, а потом – очень часто, просто не вылезала из болезней. Четыре воспаления легких, менингит, хронический насморк. Постоянно болела голова, горло. Одно время каждый день к вечеру температура повышалась до 38. Я ее уже кому только не показывала! Наконец, ей поставили диагноз и вроде бы вылечили. Но… Ребенка словно подменили. Я ее просто не узнаю! Она была веселая, активная девочка. И вот! Это какая-то маленькая старушка! Что же мне теперь с ней делать?..

Говорится это с большой экспрессией, весьма расстроенным тоном. На девочку мама не смотрит, будто не о ней речь, - но самое интересное, что и Липочка маму не слушает, никакого внимания на ее слова не обращает. Привыкла, наверное. Сидит, насупившись, скосив глаза в угол.

Предлагаю ей, пока мы разговариваем, чем-то заняться: например, что-нибудь собрать из конструктора. «Не хочу!» «А ты попробуй, это интересно» «Я не умею!»

Потом все-таки нехотя побрела к конструктору, присела, перебирая детали. Вдруг, перебивая меня, что-то спросила. Я не ответил, тогда она очень настойчиво повторила вопрос, громко и довольно грубым тоном. А мама ничего, молчит. Я снова не ответил, посмотрел на нее строго. Тогда она схватила несколько деталей конструктора и швырнула их в угол. Села на свой стульчик, отвернулась. Мама только тяжко вздохнула: «Ну вот, полюбуйтесь на нее. Если здесь она так себя ведет, то представьте, какая она дома!»

Невозможность двигаться

Отчего получаются такие Липочки? Дети, в отличие от нас, взрослых, наделены удивительной способностью приспосабливаться к почти любой внешней ситуации и чувствовать себя в ней относительно хорошо. Взрослому свойственно менять внешние условия «под себя» - или, если это невозможно, «уходить» и искать другие, приемлемые, условия. Если же и это невозможно, то взрослый будет себя очень плохо чувствовать.

Вот поэтому мы так томимся в очередях, поэтому так не любим ждать. А маленький ребенок везде найдет себе занятие: подберет с пола какую-нибудь крошечную палочку и начнет с ней играть – и ему не скучно.

В этом – в этой удивительной внутренней гибкости, пластичности, способности адаптироваться к чему угодно – и сила детей, и их слабость. Дети – как тесто: принимают ту форму, какую им придадут люди (прежде всего, близкие) и обстоятельства.

Что в этом смысле можно сказать о ситуации болезни? Как она «лепит» ребенка?

Во-первых, дети – существа по природе своей чрезвычайно активные, исследователи и первопроходцы – в этом случае обречены на пассивность.

Активность детей, даже внутренняя, не такая, как наша. Мы, взрослые, можем быть внутренне активны при полной внешней пассивности. Сидит человек в кресле и читает книгу. Внешне он пассивен – внутренне активен: думает, чувствует, переживает, и ему интересно. А малыши так не умеют, еще не научились.

Чтобы «запустить» внутреннюю активность, крохе нужно проявлять активность внешнюю: двигаться, куда-то лезть, что-то трогать.

А тут – лежи себе в кроватке, целыми часами, днями, иногда и неделями. Для маленького ребенка неделя – как для нас год. Столько событий, переживаний она вмещает. Если он здоров.

Пуп земли

Вторая особенность ситуации болезни – малыш оказывается в центре внимания взрослых. Если раньше, когда он был здоров, взрослые, эти непонятные, загадочные существа, занимались своими делами и уделяли ему не так много внимания, то теперь они так и вьются вокруг него, как комары, только им и заняты.

Малыш начинает ощущать себя Центром Вселенной, а это педагогически очень опасно. Мудрое дитя понимает: это потому меня «так любят», что я болен. Значит, болеть хорошо!

Понятно, никто на сознательном уровне такого вывода не делает, но подсознание малыша «рассуждает» именно так.

Ребенок «находит себя» в ситуации болезни! Ему она начинает нравиться!

Кстати, не только «в здравом теле – здравый дух», не только тело влияет на душу, но и наоборот – душа на тело. И это так у всех людей, хотя и в разной мере. Поэтому, если болезнь дает малышу некое удовлетворение, которого он лишен в здоровом состоянии, - например, ему уделяют больше внимания, все прощают, усиленно ласкают и пр., и т.п. – то уже только от того болезнь может затянуться и даже усугубиться! Потому что ребенку уже хочется болеть: это ведь так приятно, все тебя любят, все вокруг тебя увиваются!

Перестать беспокоиться…

Третий отрицательный фактор состоит в том, что взрослые испытывают беспокойство, которого они часто не скрывают от малыша. Это ведь естественно и свидетельствует об их любви к ребенку, заботе о нем. Что же тут плохого?

Взрослые прямо при малыше делятся друг с другом своими тревогами, обсуждают его состояние, трогательно – по сто раз на дню – щупают его лобик, говорят взволнованно-трагическими голосами. Не подозревая, что все это сильнейшим образом влияет на ребенка.

Дети узнают о том, какие они, от нас, взрослых. Прежде всего, разумеется, самых близких взрослых. «Узнают» - это не значит, что для них так уж важны слова. Гораздо важнее тон, эмоциональная заряженность наших слов и действий.

Обеспокоенность взрослых ясно сигнализирует подсознанию малыша: Ага! Со мной что-то не в порядке! Я какой-то не такой! Дело плохо!!

И малыш верит, поддается этому внушению. И начинает безотчетно беспокоиться сам, что, опять-таки, усугубляет его состояние – даже и просто в медицинском смысле.

Всем же известно, что педиатры всегда при своих маленьких пациентах держатся бодро и жизнерадостно и никогда не высказывают никакого беспокойства. И это не случайно: врачи поступают правильно!

Конечно, для мамы или бабушки это не так просто, как для чужого человека. Но и постоянно «заражать» малыша своими отрицательными переживаниями тоже нельзя, а вот об этом-то многие взрослые забывают.

Наконец, некоторые считают, что малыша в таком состоянии не грех и побаловать: что-нибудь ему этакое подарить, всячески его хвалить – чтобы скрасить жизнь бедолаге. Иногда жалеют ребенка – прямо в глаза. «Ах ты, мой птенчик! Ах ты, мой маленький! Бедняжечка! Болит, да? Лапочка ты моя! Ну, на тебе шоколадку, деточка!»

И деточка прекрасно понимает: я какой-то не такой, со мной что-то не то, но – это, оказывается, очень выгодно! Так зарождается «комплекс инфанта»: своеобразный комплекс неполноценности в соединении со стремлением использовать эту неполноценность ради своей выгоды.

«Я ненормальный, слабый, больной – но это даже хорошо и удобно, и другим быть я не собираюсь!» - примерно так.

Заметим, что поведение взрослых вполне естественно и извинительно – однако вред, приносимый ребенку, огромен.

Вообще не бывает таких родителей, которые бы сознательно вредили своему ребенку. Я, во всяком случае, таких не встречал. Родителям просто не всегда понятен педагогический и психологический смысл их слов и поступков, их влияние на малыша. Стоит осознать, каково оно, - и все можно будет поправить.

Педагогика болезни: если ребенок часто болеет (часть II. Окончание)

0 коммент.:

Отправить комментарий