
Нарастающий кризис обострил и ранее стоявший вопрос: «Почему предпринимателям (коммерческим фирмам) имеет смысл вкладывать деньги в благотворительные (социальные) проекты?». Ответов, вероятно, может быть несколько.
Например, многие бизнес - консультанты и специалисты по третьему сектору последнее время активно рекомендуют бизнесу относиться к некоммерческим организациям как к дополнительному ресурсу, как к потенциальным партнерам в развитии своего дела.
И на вопрос «Почему, собственно…» они отвечают так:
1. Потому что это – дополнительные рекламные возможности.
Появляется возможность продвижения привлекательного позитивного имиджа фирмы, расширение ее известности более дешевым способом, чем прямая реклама. «Социальные акции», события (связанные, в частности, с именем организации) могут выступать информационными поводами, новостями, привлекающими интерес СМИ и общественности. А заодно и имени организации-спонсора.
2. Потому что спонсорство и благотворительность создают дополнительные возможности в развитии деловых контактов, расширении их круга.
3. Потому что благотворительность и спонсирование открывают новые дополнительные возможности маркетинга в целом.
Сотрудничество с некоммерческими организациями – возможный способ решения тех или иных проблем «социального пакета» фирмы. Просто потому, что некоммерческие «люди» научились, привыкли делать многие вещи качественно, но существенно дешевле, чем это принято в бизнесе.
А еще в приличном обществе принято, чтобы СИЛЬНЫЙ помогал СЛАБОМУ, ЮНОМУ, БОЛЬНОМУ, ПОЖИЛОМУ. Если вы помогаете – значит, вы сильный.
А, кроме того, для многих – это просто нормальный душевный порыв.
Образование – слабое, больное, устаревшее?
То, что больных и пожилых поддерживать нужно – понятно многим. Но почему надо частные, негосударственные ресурсы вкладывать и в независимые, общественные, инициативные образовательные проекты не совсем ясно.
А между тем общественные инициативы в сфере образования чрезвычайно нуждаются в негосударственной поддержке.
Неверно противопоставлять – «вкладывайте в образование, это перспективно, это наше будущее; не вкладывайте в решение сиюминутных проблем сирот, больных, стариков, это наше прошедшее…»
Большая часть пожертвований идет на помощь сиротам, больным, и пр. Это правильно. Эти категории людей очень нуждаются в поддержке. Именно сейчас. И часто завтра уже может быть поздно. И пожертвований таких, боюсь, никогда (ну, или еще очень долго) не будет много.
Но!
А) Это и так делают уже многие (спасибо им огромное!).
Б) Чаще всего это – срочное реагирование на имеющиеся проблемы, а не работа на устранение причин этих «болезней».
В образовательные же проекты стоит вкладывать ресурсы потому, что:
1. Это вложение в изменение среды, в которой мы живем, а значит – во многом – вклад в решение и иных проблем, которые пока не требуют срочного решения.
2. В залечивание социальных «язв» вкладываются уже многие, и лишь некоторые – начинают вкладываться в образовательные проекты. Это делают те, кто в состоянии думать о стратегических задачах развития общества.
3. Вложение в образование – вложение в молодежь, что может обернуться более долгосрочными последствиями - в виде положительного образа организации у молодых людей, и в виде «пропаганды» определенного образа мысли, стиля жизни, и в виде фактической поддержки, может быть, будущих своих сотрудников, и в виде выращивания своих будущих «клиентов».
4. Вложение в инициативные образовательные проекты напрямую работаю на позитивный имидж организации – благотворителя и открывают новые дополнительные возможности для позитивной рекламы.
Сфера общественных интересов.
Многим кажется, что образование – это сфера государственных инвестиций, и нужно помогать там, где государство менее участвует в поддержке решения социальных проблем.
Это заблуждение, на мой взгляд.
Во-первых, образование – это в такой же, если не большей степени, задача общества, которое определяет, каким оно хочет вырастить свое следующее поколение и , тем самым, - какой оно хочет видеть трансформацию своего государства.
Во-вторых, государство – как неповоротливая машина – скорее может работать на поддержку текущего функционирования, и менее склонно всерьез поддерживать точки прорыва (просто в силу своего устройства).
В-третьих, сегодня назрела необходимость существенного изменения, прорыва в системе образования, и лишь участие в этом процессе общественных сил (как общественных инициатив, так и общественных ресурсов) позволит эти изменения провести максимально аккуратно, точечно, и на пользу людям (а не для галочки госмашины).
В-четвертых, все известные серьезные изменения в образовании всегда осуществлялись сперва как общественная инициатива, поддержанная вначале конкретными людьми или сообществами, и лишь на следующем этапе – государством.
Примеров здесь может быть множество.
Первые детские сады в России были негосударственными – организованы они были либо для тех, кто готов был платить, либо на деньги тех, кто готов был пожертвовать.
Первый открытый Университет для народа в России (Университет Шанявского в Москве) был открыт на благотворительные деньги генерала Шанявского.
Начало серьезным преобразованиям в образовании в России 20-х годов, во-многом, воспитавшим поколение людей, выигравших войну и запустивших потом в космос спутник, было положено многочисленными общественными инициативами педагогов дореволюционной поры, в частности, группой С. Шацкого, существовавшей исключительно на благотворительные пожертвования.
Самое мощное педагогическое движение в России 60-70-х годов 20 века – коммунарское движение, воспитавшее очень многих сегодняшних лидеров бизнеса и общественных перемен, – изначально рождалось исключительно как общественная инициатива и лишь позже уже развивалось при той или иной поддержке государственных ресурсов, впрочем, и затормозивших, в конце концов, его развитие.
И даже главная гордость российского образования, собственно, которой и отчитываются все, говоря о качестве образования в 60-80-х годах – физико-математические школы – изначально зарождались как личная инициатива группы ученых и педагогов, нашедших позже поддержку у властей.
Но без инициативы конкретных людей не было бы сегодняшнего феномена физматшколы.
Во-многом хоть как-то удержать российское образование от полного провала, не потерять окончательно корпус деятельных в 1990-е годы помогла деятельность Фонда Сороса – то есть абсолютно частные вложения капитала.
- - - -
Михаил Эпштейн,
редактор «Газеты для родителей»
«Почему имеет смысл вкладывать деньги в благотворительные проекты в сфере образования»
«Газета для родителей» №03/45 Март 2009
Читайте также:
0 коммент.:
Отправить комментарий