Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

четверг, 8 октября 2009 г.

Кому и что должен ребенок?

Часто приходится слышать: «ребенок должен», «родители должны». А вот я считаю, что мой ребенок никому ничего не должен. Объясните мне, пожалуйста, кому он должен? Что я, например, должна своим коллегам? Или своей стране? Я у нее что-то занимала? И мне мои дети ничего не будут должны, я их ращу не для того, чтобы они мне в старости стакан воды подавали, для этого можно сиделку нанять. Я делаю то, что мне нравится: на работе, дома, с друзьями…

Ирина, а скажите, вы сами в жизни делаете то, что вам нравится, или то, что вы должны?
Марина

Есть такая поговорка: «Человек без роду, без племени». Не обижайтесь, пожалуйста, но как же можно жить в мире, который создан для вас другими, и не вносить в него собственный вклад?

Очень жаль, что для вас не существует такое понятие, как Родина, как команда (ведь если вы не сможете подстроиться под соратников ради хорошей идеи, то и результата добиться трудно). Преодолевать искусственно созданные трудности действительно глупо. И речь, конечно, не об этом. Но ведь есть понятие «сыновний (дочерний) долг» - это когда хочется или нет, а человек должен позаботиться о престарелых или нетрудоспособных родителях, в каких бы он с ними отношениях ни был. Или вы считаете, что раз мама в свое время что-то недодала ребенку, то это освобождает его от последующей ответственности? Ой, не знаю…

Я размышляла над вашими словами и действительно интересной позицией (спасибо за это!), сравнивала свое мироощущение и свои «долги». В общем-то мне тоже особенно не приходилось насиловать себя какими-то ужасными самоограничениями, но это происходило потому, что я эти ограничения воспринимала как элементарное проявление нравственности.

Мне казалось безнравственным бросить незнакомого человека в беде (хотя уж ему-то я точно ничего не должна!), уйти с работы, не позаботившись о том, как это повлияет на общее дело (хотя какое мне было дело до оставшихся!). И я не жалею о том, что делала для других, потому что считаю, что все возвращается тебе (или твоим детям) стократ. Кто знает, каким окажется будущее ваших детей, в какие ситуации им придется попасть, и встретятся ли на их пути люди, готовые оказать им поддержку из-за таких понятий, как дружба и ответственность?

Если бы мы все жили по принципу «Никто никому ничего не должен», то кругом были бы только эгоисты, «пофигисты» и предатели. Прошу прощения, если я вас неправильно поняла и мое мнение в таком случае неактуально. И, поскольку мы пытаемся говорить о проблеме, а не о личностях, не принимайте на свой счет негативные замечания. Мир тем и интересен, что все мы разные.

Вспомнила одну притчу.

После смерти попал человек сначала в ад. Кипящий котел, в котором варится еда, а у всех ложки такой длины, что дотянутся ими до рта нет никакой возможности – слишком велики. Так и ходят голодные и злые. Ад, одним словом.

А потом довелось ему побывать в раю. Тот же котел, те же длинные ложки, но все сытые и счастливые, радуются жизни. Присмотрелся человек повнимательнее и увидел, что в раю люди просто… кормят друг друга, так как это единственный способ выжить.

Вот я и хотела бы донести эту простую истину до своих детей.

- - - -
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
автор сайта www.inter-pedagogika.ru
«Газета для родителей» №5/47 Май 2009

Читайте также:

0 коммент.:

Отправить комментарий