Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

воскресенье, 28 марта 2010 г.

Перенеси меня через гору

Перенеси меня через горуСтарик и юноша шли по дороге. Впереди виднелась высокая гора. «Перенеси меня через гору», - сказал старик. Юноша обиделся: «Мне и самому тяжело преодолеть ее, а с тобой на плечах и вовсе не по силам». Старик усмехнулся и заговорил о другом: стал рассказывать истории из жизни, старинные предания… Постепенно и юноша увлекся, втянулся в разговор, сам стал рассказывать. Шли они целый день, и к вечеру гора осталась позади. Юноша не сразу это заметил, а, заметив, - удивился: «Мне всегда очень тяжело дается этот переход, а с тобой сегодня было так интересно, что я совсем не устал». «Это потому, - ответил старик, - что я перенес тебя через гору». Тогда юноша вспомнил утреннюю просьбу старика, свою обиду и устыдился, ибо понял, что именно тот имел в виду, когда сказал: «Перенеси меня через гору».
Восточная притча.

Мы много времени проводим в пути. Метро, электрички, маршрутки, поезда: непривычность обстановки, усталость, голод, жажда, скука, невозможность полноценной деятельности – вечные наши спутники в условиях дороги. Самому-то тяжко, а если еще и ребенок с тобой – совсем беда: капризы, шалости, слезы, борьба за внимание окружающих или, наоборот, подавленность – вот далеко не полный перечень детских проявлений в условиях стресса, а дорога – это, безусловно, стресс, и если взрослому нелегко им совладать, то ребенку и подавно. Как же быть, если нет возможности оставить малыша дома, когда едешь по делам, или перенести его в мгновение ока на дачу, в детский сад или поликлинику? Если неудобств нельзя избежать, то можно постараться, по крайней мере, свести их к минимуму, а порой даже извлечь из них пользу. Ведь наряду с культурой быта существует и определенная культура путешествий.

Врага надо знать в лицо

Для начала попытаемся классифицировать дорожные неудобства. Часть из них сопряжена с чисто физиологическим дискомфортом: голод, жажда, усталость, теснота, духота, неудобство позы и т.д. Часть связана с вынужденным нахождением в неуютной обстановке, среди чужих людей, в чуждой звуковой, цветовой, тактильной среде. Мы порой даже не осознаем травмирующего воздействия нелюбимой музыки в маршрутке, общей грязи в электричке, какого-то жуткого, гнетущего цвета стен в зале ожидания или резкого голоса продавца… Огромное количество мелочей «царапает и кусает» нас, почти не касаясь сознания, и только испытав внезапное облегчение, можно по горячим следам проанализировать, что же нас угнетало. Дети, как правило, неспособны к такому анализу, и на них именно эта группа факторов, бьющих по восприятию, оказывает столь сильное влияние, что об этом еще придется сказать подробнее. Здесь особенно страдают впечатлительные натуры с подвижной психикой и – наоборот – нелюдимы-домоседы.

Однако и это еще не все: ожидание, невозможность заняться делом, скука – особенно тяжело бьет по деятельным, подвижным натурам (а большинство детей именно таковы), и для них именно этот фактор оказывается решающим.

Еще Аристотель выделял три ведущих начала в человеческой душе: растительное (отвечающее за рост, питание и др. потребности тела), животное (для которого характерно наличие ощущения и движения) и разумное, – нетрудно заметить, что перечисленные нами неудобства затрагивают лишь два из трех начал. В нашем случае разумное начало – единственное, пожалуй, не испытывает дискомфорта: мыслить, познавать, размышлять можно везде и всегда. Значит, чем раньше пробуждается разумное начало и чем полнее развивается, тем легче человек (даже трех лет отроду) переносит тяготы пути. Итак, мы выяснили, с чем следует бороться, и вроде бы даже – с помощью чего, но тут перед нами встает вполне резонный вопрос: КАК? Попытаемся ответить на него по порядку.

Все свое ношу с собой

Итак, враг №1: голод и жажда. Всегда хорошо иметь с собой привычное питье: компот, чай, морс или травяной отвар; а заранее вымытое яблоко, прихваченный из дома бутерброд или шоколадка не дадут умереть с голоду. Современная пищевая индустрия позволяет вроде бы не заботиться о таких мелочах, сильно облегчая жизнь вечно спешащим и перегруженным проблемами людям. Наши дети еще успеют в своей жизни наестся и спешкой, и проблемами, и хот-догами… А пока, если, конечно, дорога не застала вас врасплох, необходимое для утоления голода и жажды лучше все же взять из дома. Такой подход имеет несколько преимуществ: 1) гарантированное качество пищи и питья (думаю, ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что морс полезнее кока-колы, а домашний пирожок – хот-дога); 2) привычный вкус и вид пищи – кусочек дома, способный успокоить и поддержать ребенка в хаосе чужой обстановки; 3) очень полезно планировать вместе с ребенком, что взять с собой: какую еду, питье, игрушку, книжку, что еще может пригодиться (например, салфетки, чтобы вытирать руки до и после еды).

Обсуждая с малышом предстоящие трудности и способы их преодоления, мы помогаем ему выработать жизненно важные интеллектуальные умения: прогнозирование ситуации, планирование собственной деятельности и еще, что очень важно, конструктивный подход. Конечно, такое «обсуждение» с двухлетним будет носить характер почти монолога, но пусть этот монолог обязательно прозвучит – ребенок непременно включится, почувствует ваше доверие, и предложенная вами модель поведения начнет усваиваться. Если затем взятое с собой действительно пригодится, можно и похвалить себя за предусмотрительность («Видишь, какие мы молодцы: если бы не подумали заранее, сейчас бы хотелось пить…» и т.д.). И наоборот, если чего-то не учли, – сделать выводы на будущее («Как же мы с тобой об этом не подумали? В следующий раз постараемся учесть и это…»). При такой обратной связи ребенок более стойко переносит тяготы пути, воспринимая их уже не как бессмысленные страдания, требующие немедленной компенсации в наслаждении (а именно из этого желания компенсации и рождаются изматывающие нас детские капризы «на публику» или неуемные требования купить то и это). Напротив, малыш начинает воспринимать трудности как нечто, поддающееся прогнозу, подвластное и устранимое. Тогда к пяти-шести годам (а то и раньше) вы сможете полностью на него положится как на предусмотрительного и весьма надежного члена любой экспедиции, а ему самому это подарит сознание собственной значимости и успешности, что так важно для растущего человека.

Враг №2: скука.
С этим врагом можно бороться очень по-разному – в зависимости от возраста и характера ребенка. Приведу несколько примеров игр, в которые можно играть и на ходу, и стоя в очереди, и сидя в электричке:

Игра в «сыночков-дочек» (доступна уже 3-летним детям): вы говорите слово (существительное в именительном падеже), а ребенок образует его «сыночка» или «дочку»: папа – стол, сыночек – столик; мама – книга, дочка – книжка, а совсем маленькая – книжечка и т.д. По аналогичному принципу строится игра в «великанов», где ребенок может выступать «великанским волшебником»: стол – столище, книга – книжище и т.д. При желании обе игры могут быть поставлены в сюжетно-ролевой контекст. Например, вы говорите: «Папа-стол приходит в детский сад и спрашивает: Где мой сыночек? Как он себя вел?» Ребенок-воспитатель отвечает: «Вот ваш столик. Он вел себя хорошо, не баловался» и т.д. Или вы говорите: «Уважаемый волшебник, нам очень нужна большая-пребольшая книга». «Пожалуйста, - отвечает ребенок-волшебник, произносит заклинание, взмахивает волшебной палочкой, - вот вам книжища». Дети очень любят меняться ролями, особенно если игра им по душе, так что не удивляйтесь, если ваш малыш скажет: «А теперь ты волшебник». Не отказывайте ему: подлинная игра демократична (в отличие от урока или упражнения), к тому же ребенок быстрее освоит свою роль, глядя на вас.

Игра в «ресторан» или в «угощение» (в процессе которой ребенок учится образовывать прилагательные от существительных). Вы: «Сделайте мне, пожалуйста, сок из апельсина». Ребенок (производя символические действия, если ему угодно): «Пожалуйста, вот ваш апельсиновый сок». Меню может быть весьма разнообразным: супы, салаты, варенья, пюре и т.д. С детьми постарше можно играть в «инопланетянское» кафе с фантастической диетой: суп из гвоздей, компот из динозавров и т.д. Будьте уверены, они попотчуют вас такими блюдами, о которых вы и не мечтали!

Игра в «самую длинную фразу» (годится с 4-5 лет). Она начинается с одного слова (подлежащего) и постепенно удлиняется, обрастая все новыми членами предложения (а в игре с более старшими детьми – и деепричастными оборотами, и придаточными предложениями). Например:
- Лиса.
- Лиса идет.
- Рыжая лиса идет.
- Рыжая лиса идет по…
- Рыжая лиса идет по лесу…

В результате может получится целая история, высказанная в одной фразе. Например: «Рыжая пушистая лиса быстро идет по весеннему лесу и распевает любимую песенку своего друга медвежонка, к которому спешит на день рождения». Но подобные шедевры возникают далеко не сразу. Если малыш не знает, как продолжить, – лучше всего помочь ему советом или наводящим вопросом: Какая лиса? Что она еще может делать? Куда она идет, по-твоему? Если и это не помогает, можно предлагать свои варианты на выбор (вариантов обязательно должно быть несколько): «По чему она может идти? По дороге может? По мостику, по тропинке… По чему еще?». И не важно, воспользуется ли малыш вашей подсказкой или придумает свое слово. Главное, чтобы все остались довольны процессом, результатом и друг другом.

Если вы стоите на остановке, можно играть в «следопытов»: «А найди мне сосульку». «Вот сосулька. А ты найти мне окошко с желтой занавеской» и т.д. Можно считать: пролетающих птиц, проезжающие машины определенного цвета, дяденек в шляпах, тетенек на высоких каблуках – все что захотите. Можно даже устраивать «соревнования»: каких машин больше проехало – красных или белых (например, 8:5 в пользу белых), дяденьки в джинсах – против дяденек в брюках, голуби – против воробьев и т.д. Можно рассматривать форму проплывающих облаков (на что они похожи) или смотреть, что отражается в лужах…

Существует множество способов доставить друг другу радость. Важно понять, что дорога – не только неприятная необходимость, но и прекрасный повод для общения. А при нашей вечной занятости – иногда это чуть ли не единственная возможность просто поиграть со своим любимым малышом. Приятной вам дороги!

- - - -
Софья Сапожникова
«Перенеси меня через гору»
«Газета для родителей» №05/47 Май 2009

Читайте также:

1 коммент.:

Наталия комментирует...

Когда предстоит длинная дорога, например, на поезде, или в самолете, я обязательно ребенку покупаю какой-нибудь сюрприз (можно недорогой, но чтобы ребенок раньше поездки его не увидел). Это может быть киндер сюрприз, или карточки черепашки-ниндзя, или какая-то небольшая игрушка. Он обязательно займет ребенка на какое-то время, опять же малыш обрадуется, а значит ему будет приятнее в поездке. Еще беру с собой какие-нибудь долгоиграющие конфетки (например, чупа-чупсы). Хотя и вредно, но иногда можно. Тоже надолго занимает ребенка. Ну и, конечно, ему нужно уделять время. Хотя хочется просто посидеть-полежать с книжкой, но нужно обязательно отложить книжку и поиграть, или поговорить с ребенком.

Отправить комментарий