Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

воскресенье, 27 сентября 2009 г.

Учитесь понимать детей

Учитесь понимать детей. И они в ответ будут более понятливы. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.

27 сентября страна празднует День воспитателя. Главная идея праздника – помочь родителям и воспитателям, обществу и детскому саду еще раз обратить внимание друг на друга. Еще раз попробовать сделать шаг к сотрудничеству. Еще раз убедиться, что только вместе – родители и воспитатели – смогут взрастить счастливое и здоровое поколение.

Этот выпуск (прим.: №10/40 Октябрь 2008) мы открываем несколькими статьями, в которых даем слово профессиональным воспитателям. Не правда ли интересно – как они видят отношения, складывающиеся между детьми и родителями!?

Принимая на работу педагога, администрация нередко спрашивает его: «Любите ли вы детей?» О какой любви спрашивают нас? Можно ли ее сравнить, например, с материнской – жертвенной - любовью?

Когда малыш болеет, мама волнуется. А в повседневной жизни?

Мне всегда представляются картинки «Молодые мамы на прогулке с детьми».

Картинка 1. Мамы с колясками.

Мамы с жаром беседуют друг с другом, пересказывая последние новости. Нередко курят. А дети в колясках, даже если не спят, то рассматривают окружающее. Только крик ребенка может заставить мам отвлечься от беседы.

Казалось бы, прогулка – какое благодатное время для общения с сыном или дочкой! Мама не занята ни работой, ни стиркой, ни готовкой, ни уборкой. Можно спокойно, вместе разглядывая окружающее, занять своего малыша, а не подруг.

Картинка 2. Мамы в песочнице.

Малыш подрос и уже несет свои игрушки. Вот он все высыпал: ведерко, лопатку, формочки. Копает, лепит – играет.

И тут приходит другой малыш со своей мамой. И тоже выкладывает свои игрушки.

Мамы сидят у разных углов песочницы или рядом на лавочке. Пока дети играют порознь – все в порядке. Но вдруг! У второго малыша, оказалось, есть машинка! И первый тянется к ней и хватает ее. Крик! Мамы недовольно смотрят на детей.

Первая кричит своему: «Отпусти, не твое! Отдай машинку» Вторая – своему: «Успокойся! Он сейчас отпустит! Не плачь!»

Сегодня редкая мама скажет: «Дай ему поиграть! Он посмотрит, поиграет и отдаст тебе». Или: «Поменяйтесь! Пусть он поиграет в твою машинку, а ты полепи из его формочки».

А от иных бабушек в адрес покусившегося на чужую машинку малыша нередко можно услышать и такое: «Что ты пристал к мальчику! Пусть родители тебе купят машинку – тогда и играй. А то на всех не напасешься».

О чем это я? Да все о том же – о любви! Ведь эти дети придут к нам, педагогам. Они ждут от нас именно такой любви: «Ты – только для меня и не иначе». Готовы ли мы к такой однобокой любви? Может быть, правы те педагоги, которые готовят себя не только к труду, но и к обороне?

Смотрите, как интересно! Тот, другой мальчик, без машинки, ведь он тоже приучается мамой не вступать в общение: занимайся собой и не обращай внимание ни на кого. И он тоже наш будущий воспитанник.

Картинка 3. Еще более повседневная.

Мама, нагруженная сумками, ведет за руку сына или дочь. Ребенок оглядывается по сторонам. Ему все любопытно: машины, люди, животные. Он тянет маму туда, где ему интересно.

Но целеустремленная мама дергает его за руку, не обращая внимание на его слова, не слыша его: «Да иди же ты быстрее, наказание ты мое! Я и так устала за день, а тут еще ты!» И ребенок, привыкая к невниманию, отгораживается, отрывается от взрослых. Зато дома – телевизор с компьютером. Спасительный для всех – и для мам, и для детей.

И вот эти-то «оторванные» дети приходят к воспитателям в детский сад. Все они нуждаются в любви-жалости. Заласканные домашние дети, может быть, даже в большей степени. Все они нуждаются во внимании к себе. И мы – взрослые – в их внимании тоже нуждаемся в не меньшей степени. А еще в большей степени они нуждаются в заинтересованности друг другом.

Самое главное.

Вернемся в детский сад! Здесь собрались разные дети, но каждый из них требует от взрослых участия в его жизни. Воспитатели и родители теперь соучастники одной судьбы. Наша любовь-сочувствие изливается на всех детей без исключения и не становится со временем меньше.

Наше искреннее трепетное отношение к ребячьим удачам и сочувственное – к их пока что каким-то неумениям вызовет в них ответное чувство благодарности. И вот в этом-то процессе и рождается чувство взаимного понимания. Это самое главное.

Ревность – как быть?

Но рядом с любовью тихо крадется ревность и зависть. Почти каждый родитель слышит дома: «А Мария Ивановна к Саше подошла, а ко мне нет!» Или: «Я лучше Катьки читал стих, а она ее похвалила, а меня нет!» - и все в таком духе. Как с этим быть? И вот опять, как мы ни кружимся, а возвращаемся к тому же месту – содружественности.

Занятия с детьми нужно строить так, чтобы они были интересны всем. Кроме того, нам придется взращивать тех, кто сумеет помочь другому заботливо и внимательно.

Не предполагайте, что помощниками будут всегда одни и те же. У нас много разных дел и занятий. Кто-то умелец в одном деле, кто-то - в другом. Сегодня я помог, завтра помогли мне. Надо научить детей не стесняться просить помощи. Такие доброжелательные отношения учат пониманию.

А если я помог человеку и у него вдруг случилась удача, то и я радуюсь ей как соучастник. В содружественности нет места зависти. Радость друга – и моя радость.

Учитесь понимать детей. И они в ответ будут более понятливы. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.

- - - -
Лидия ФИЛЯКИНА «Любовь? Дружба? - Понимание»
«Газета для родителей» №10/40 Октябрь 2008

Читайте также:

0 коммент.:

Отправить комментарий