Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

вторник, 1 сентября 2009 г.

Знакомство детей с природой - лучший способ подготовки к изучению естественных наук

Знакомство детей с природой. Методы ознакомления детей с природой.Издавна педагоги обсуждали вопрос, как подготовить детей к изучению естественных наук.

Например, полтора столетия назад об этом писали авторы знаменитого журнала «Детский сад», адресуя свои советы прежде всего матерям. Они убеждали их, что надо позволить детям почаще бывать на природе, и рассматривать, и пробовать ее наощупь. Что самостоятельные, интуитивные практические действия полезней стерильно чистых картинок, рассказов и назиданий. Вот некоторые из советов тех времен.

1. Необходимо приучить ребенка с 4 лет к собиранию разных вещей. Если ребенок гуляет по улице, то полезно, чтобы он собирал камешки, стеклышки, дощечки, песок, черепки и т.д. Набрав их достаточное количество, ребенок дома наполняет ими разные свои стаканчики, или расставляет их на полу, досках, или строит из них фигуры.

2. Необходимо приучать ребенка к собиранию трав. Не следует пропускать ни одной из наших обыкновенных трав, деревьев и вообще растений. Фиалка, одуванчик, осока, кашка, анис, лопух, васильки, лютик, гвоздика и тому подобное; ягоды, деревья разные и злаки и так далее, должны быть вещи обыкновенные для детей. Названные растения и другие должны быть называемы собственными именами, а не общим именем: цветы или деревья.

3. В доме ребенок должен уметь называть каждую вещь и должен знать, из чего она сделана (в общих чертах): самовар медный; горшки глиняные; кружка жестяная; крыша железная; посуда фарфоровая и хрустальная; мебель из такого-то дерева и т.п.

В кухне ребенок должен следить за всеми процессами, происходящими в ней: топка печи, кипение воды, печение хлеба, изменения овощей и тому подобное, все это материал для будущих теоретических познаний.

4. Если ребенок найдет камни, то следует ему их называть по имени. Следует также обращать внимание детей на различные части, из которых состоят камни, если эти части видны простым глазом. Разумеется, все это не в виде уроков, а в разговоре, случайно.

5. Ребенку необходимо проводить много времени на берегах рек, озер и моря (если оно есть). Можно также часто посещать болото. Необходимо детям самим трогать воду, играть ею, бросать в нее различные вещи, находящиеся на берегу: палки, щепки, камни, песок и т.п. При этом: то вода мутнеет, то образуются круговые волны, то тело плавает долго, то тонет медленно, скоро и т.п.

Разные воды следует собирать в разные сосуды, носить домой, наблюдать за тем, что происходит с этой водой; образуется ли слой ила? какой толщины? во сколько времени он образовался? Смешивают еще разные объемы песка с разными объемами воды.

На воде ребенок должен проводить много времени; дети так любят воду и не только грешно внушить им боязнь от воды, но необходимо возводить любовь к воде, просиживанием над нею и возле нее много и много.

6. Необходимо дозволять детям копать ямы на дворе. Не только грешно нападать на детей за то, что они будто портят землю и пачкаются: но необходимо поощрять их в выкапывании более глубоких ям. При этом рассматривать, какую копают землю.

7. Дождь, град, снег, гром и молния – все это ребенок должен видеть. Особенно полезно предпринимать небольшие прогулки непосредственно после дождя; рассматривать течение воды по канавкам.

8. Животные, которых ребенок приносит с водою, например улитки и т.п. домой, должны быть тщательно сберегаемы. Необходимо следить, чтобы ребенок их не мучил. Если ребенок поймал лягушку, или другое какое-нибудь животное, то необходимо после некоторого времени опять пустить животное на свободу, опять в то болото, или пруд, откуда взято. С домашними животными обращаться кротко и ласково. Полезно ребенку самому кормить животных домашних, если они имеются в доме; при этом ребенок узнает свойства каждого отдельно и пользу от него.

9. Прогулки предпринимать как можно чаще; летом побольше, чем зимою. Полезно часто бывать на одном и том же месте; потом сделать перерыв, и затем возобновить прогулки на старое место и т.д. При этом не следует пренебрегать никакими местами: чердак, двор, сарай, конюшня, чулан, подвал, огород, поле, сад, лес, пруд, река, озеро, болото, лужи, канавы, холмы, ущелья, луга и т.д., должны быть посещаемы не раз и не десять раз; они должны быть постоянным, так сказать, местопребыванием ребенка, будущего естествоведа; редко выпускать детей в эти вышеназванные места грешно и вредно.

- - - -
"Как подготовить ребенка к изучению естественных наук"
«Газета для родителей» №08/38 Август 2008

Читайте также:

0 коммент.:

Отправить комментарий