Это правильно

Все, чего достигаю дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.
Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

воскресенье, 28 марта 2010 г.

Перенеси меня через гору

Перенеси меня через горуСтарик и юноша шли по дороге. Впереди виднелась высокая гора. «Перенеси меня через гору», - сказал старик. Юноша обиделся: «Мне и самому тяжело преодолеть ее, а с тобой на плечах и вовсе не по силам». Старик усмехнулся и заговорил о другом: стал рассказывать истории из жизни, старинные предания… Постепенно и юноша увлекся, втянулся в разговор, сам стал рассказывать. Шли они целый день, и к вечеру гора осталась позади. Юноша не сразу это заметил, а, заметив, - удивился: «Мне всегда очень тяжело дается этот переход, а с тобой сегодня было так интересно, что я совсем не устал». «Это потому, - ответил старик, - что я перенес тебя через гору». Тогда юноша вспомнил утреннюю просьбу старика, свою обиду и устыдился, ибо понял, что именно тот имел в виду, когда сказал: «Перенеси меня через гору».
Восточная притча.

Мы много времени проводим в пути. Метро, электрички, маршрутки, поезда: непривычность обстановки, усталость, голод, жажда, скука, невозможность полноценной деятельности – вечные наши спутники в условиях дороги. Самому-то тяжко, а если еще и ребенок с тобой – совсем беда: капризы, шалости, слезы, борьба за внимание окружающих или, наоборот, подавленность – вот далеко не полный перечень детских проявлений в условиях стресса, а дорога – это, безусловно, стресс, и если взрослому нелегко им совладать, то ребенку и подавно. Как же быть, если нет возможности оставить малыша дома, когда едешь по делам, или перенести его в мгновение ока на дачу, в детский сад или поликлинику? Если неудобств нельзя избежать, то можно постараться, по крайней мере, свести их к минимуму, а порой даже извлечь из них пользу. Ведь наряду с культурой быта существует и определенная культура путешествий.

Врага надо знать в лицо

Для начала попытаемся классифицировать дорожные неудобства. Часть из них сопряжена с чисто физиологическим дискомфортом: голод, жажда, усталость, теснота, духота, неудобство позы и т.д. Часть связана с вынужденным нахождением в неуютной обстановке, среди чужих людей, в чуждой звуковой, цветовой, тактильной среде. Мы порой даже не осознаем травмирующего воздействия нелюбимой музыки в маршрутке, общей грязи в электричке, какого-то жуткого, гнетущего цвета стен в зале ожидания или резкого голоса продавца… Огромное количество мелочей «царапает и кусает» нас, почти не касаясь сознания, и только испытав внезапное облегчение, можно по горячим следам проанализировать, что же нас угнетало. Дети, как правило, неспособны к такому анализу, и на них именно эта группа факторов, бьющих по восприятию, оказывает столь сильное влияние, что об этом еще придется сказать подробнее. Здесь особенно страдают впечатлительные натуры с подвижной психикой и – наоборот – нелюдимы-домоседы.

Однако и это еще не все: ожидание, невозможность заняться делом, скука – особенно тяжело бьет по деятельным, подвижным натурам (а большинство детей именно таковы), и для них именно этот фактор оказывается решающим.

Еще Аристотель выделял три ведущих начала в человеческой душе: растительное (отвечающее за рост, питание и др. потребности тела), животное (для которого характерно наличие ощущения и движения) и разумное, – нетрудно заметить, что перечисленные нами неудобства затрагивают лишь два из трех начал. В нашем случае разумное начало – единственное, пожалуй, не испытывает дискомфорта: мыслить, познавать, размышлять можно везде и всегда. Значит, чем раньше пробуждается разумное начало и чем полнее развивается, тем легче человек (даже трех лет отроду) переносит тяготы пути. Итак, мы выяснили, с чем следует бороться, и вроде бы даже – с помощью чего, но тут перед нами встает вполне резонный вопрос: КАК? Попытаемся ответить на него по порядку.

Все свое ношу с собой

Итак, враг №1: голод и жажда. Всегда хорошо иметь с собой привычное питье: компот, чай, морс или травяной отвар; а заранее вымытое яблоко, прихваченный из дома бутерброд или шоколадка не дадут умереть с голоду. Современная пищевая индустрия позволяет вроде бы не заботиться о таких мелочах, сильно облегчая жизнь вечно спешащим и перегруженным проблемами людям. Наши дети еще успеют в своей жизни наестся и спешкой, и проблемами, и хот-догами… А пока, если, конечно, дорога не застала вас врасплох, необходимое для утоления голода и жажды лучше все же взять из дома. Такой подход имеет несколько преимуществ: 1) гарантированное качество пищи и питья (думаю, ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что морс полезнее кока-колы, а домашний пирожок – хот-дога); 2) привычный вкус и вид пищи – кусочек дома, способный успокоить и поддержать ребенка в хаосе чужой обстановки; 3) очень полезно планировать вместе с ребенком, что взять с собой: какую еду, питье, игрушку, книжку, что еще может пригодиться (например, салфетки, чтобы вытирать руки до и после еды).

Обсуждая с малышом предстоящие трудности и способы их преодоления, мы помогаем ему выработать жизненно важные интеллектуальные умения: прогнозирование ситуации, планирование собственной деятельности и еще, что очень важно, конструктивный подход. Конечно, такое «обсуждение» с двухлетним будет носить характер почти монолога, но пусть этот монолог обязательно прозвучит – ребенок непременно включится, почувствует ваше доверие, и предложенная вами модель поведения начнет усваиваться. Если затем взятое с собой действительно пригодится, можно и похвалить себя за предусмотрительность («Видишь, какие мы молодцы: если бы не подумали заранее, сейчас бы хотелось пить…» и т.д.). И наоборот, если чего-то не учли, – сделать выводы на будущее («Как же мы с тобой об этом не подумали? В следующий раз постараемся учесть и это…»). При такой обратной связи ребенок более стойко переносит тяготы пути, воспринимая их уже не как бессмысленные страдания, требующие немедленной компенсации в наслаждении (а именно из этого желания компенсации и рождаются изматывающие нас детские капризы «на публику» или неуемные требования купить то и это). Напротив, малыш начинает воспринимать трудности как нечто, поддающееся прогнозу, подвластное и устранимое. Тогда к пяти-шести годам (а то и раньше) вы сможете полностью на него положится как на предусмотрительного и весьма надежного члена любой экспедиции, а ему самому это подарит сознание собственной значимости и успешности, что так важно для растущего человека.

Враг №2: скука.
С этим врагом можно бороться очень по-разному – в зависимости от возраста и характера ребенка. Приведу несколько примеров игр, в которые можно играть и на ходу, и стоя в очереди, и сидя в электричке:

Игра в «сыночков-дочек» (доступна уже 3-летним детям): вы говорите слово (существительное в именительном падеже), а ребенок образует его «сыночка» или «дочку»: папа – стол, сыночек – столик; мама – книга, дочка – книжка, а совсем маленькая – книжечка и т.д. По аналогичному принципу строится игра в «великанов», где ребенок может выступать «великанским волшебником»: стол – столище, книга – книжище и т.д. При желании обе игры могут быть поставлены в сюжетно-ролевой контекст. Например, вы говорите: «Папа-стол приходит в детский сад и спрашивает: Где мой сыночек? Как он себя вел?» Ребенок-воспитатель отвечает: «Вот ваш столик. Он вел себя хорошо, не баловался» и т.д. Или вы говорите: «Уважаемый волшебник, нам очень нужна большая-пребольшая книга». «Пожалуйста, - отвечает ребенок-волшебник, произносит заклинание, взмахивает волшебной палочкой, - вот вам книжища». Дети очень любят меняться ролями, особенно если игра им по душе, так что не удивляйтесь, если ваш малыш скажет: «А теперь ты волшебник». Не отказывайте ему: подлинная игра демократична (в отличие от урока или упражнения), к тому же ребенок быстрее освоит свою роль, глядя на вас.

Игра в «ресторан» или в «угощение» (в процессе которой ребенок учится образовывать прилагательные от существительных). Вы: «Сделайте мне, пожалуйста, сок из апельсина». Ребенок (производя символические действия, если ему угодно): «Пожалуйста, вот ваш апельсиновый сок». Меню может быть весьма разнообразным: супы, салаты, варенья, пюре и т.д. С детьми постарше можно играть в «инопланетянское» кафе с фантастической диетой: суп из гвоздей, компот из динозавров и т.д. Будьте уверены, они попотчуют вас такими блюдами, о которых вы и не мечтали!

Игра в «самую длинную фразу» (годится с 4-5 лет). Она начинается с одного слова (подлежащего) и постепенно удлиняется, обрастая все новыми членами предложения (а в игре с более старшими детьми – и деепричастными оборотами, и придаточными предложениями). Например:
- Лиса.
- Лиса идет.
- Рыжая лиса идет.
- Рыжая лиса идет по…
- Рыжая лиса идет по лесу…

В результате может получится целая история, высказанная в одной фразе. Например: «Рыжая пушистая лиса быстро идет по весеннему лесу и распевает любимую песенку своего друга медвежонка, к которому спешит на день рождения». Но подобные шедевры возникают далеко не сразу. Если малыш не знает, как продолжить, – лучше всего помочь ему советом или наводящим вопросом: Какая лиса? Что она еще может делать? Куда она идет, по-твоему? Если и это не помогает, можно предлагать свои варианты на выбор (вариантов обязательно должно быть несколько): «По чему она может идти? По дороге может? По мостику, по тропинке… По чему еще?». И не важно, воспользуется ли малыш вашей подсказкой или придумает свое слово. Главное, чтобы все остались довольны процессом, результатом и друг другом.

Если вы стоите на остановке, можно играть в «следопытов»: «А найди мне сосульку». «Вот сосулька. А ты найти мне окошко с желтой занавеской» и т.д. Можно считать: пролетающих птиц, проезжающие машины определенного цвета, дяденек в шляпах, тетенек на высоких каблуках – все что захотите. Можно даже устраивать «соревнования»: каких машин больше проехало – красных или белых (например, 8:5 в пользу белых), дяденьки в джинсах – против дяденек в брюках, голуби – против воробьев и т.д. Можно рассматривать форму проплывающих облаков (на что они похожи) или смотреть, что отражается в лужах…

Существует множество способов доставить друг другу радость. Важно понять, что дорога – не только неприятная необходимость, но и прекрасный повод для общения. А при нашей вечной занятости – иногда это чуть ли не единственная возможность просто поиграть со своим любимым малышом. Приятной вам дороги!

- - - -
Софья Сапожникова
«Перенеси меня через гору»
«Газета для родителей» №05/47 Май 2009

Читайте также:

Читать статью

вторник, 9 марта 2010 г.

Ребенок и телевизор

Ребенок и телевизорИ вот мы снова прилипаем к экрану… Скорее, скорее, уже начинается! Ужин на столе, семья в сборе… Что может быть лучше? И приятная беседа за столом – ведущий что-то рассказывает, мы с участием ему внимаем… Перебивать неудобно, поэтому о том, как прошел у близких день спросим потом. При случае. Провести время вне компании данного члена семьи стало для многих немыслимо. Хотя именно так происходит не всегда. Как показывают результаты опроса, для большей части телезрителей работающий телевизор служит «фоном». «Разве может человек жить без музыки? – удивился человек, которому я задал этот вопрос. Мы же не смотрим телевизор, больше слушаем, а параллельно занимаемся своими делами…». Да, мы просто привыкли. Попробуйте, выключите это чудо техники, желательно вечером, и когда вы не одни. Стало беспричинно грустно? Чего-то не хватает? – Первый признак зависимости, как отмечают психологи.

«Ну, это больше похоже на эстафету, - призналась мне одна девушка. – То есть папа придет, посмотрит что-нибудь, потом мама…». И как показали результаты опроса, именно так и обстоит дело в большинстве семей, причем вне зависимости от того есть в ней маленькие дети или нет. Хотя на вопрос телевизор работает постоянно или вы включаете его только по мере надобности? Абсолютное большинство выбирало второй вариант. Значит, все-таки есть у нас осознание, что что-то не так, чему-то мы стали уделять слишком много внимания, жить стали где-то слишком далеко… Впрочем, взрослые люди и так сами знают, что им нужно, что нет, а мы поговорим о тех, кому пока еще сложно самостоятельно справляться с бурной рекой информации современного мира – о детях.

Ребенок живет по законам семьи. Первое, чему он начинает учиться – подражание, он копирует поведение членов семьи, прежде всего родителей или тех, с кем проводит больше всего времени. Но так ли много сегодня нам удается побыть вместе?

Помню, когда моей сестре было около года-двух, получилось так, что мама отвлеклась, но волноваться не стоило: девочка была занята – заворожено смотрела рекламу, покачиваясь из стороны в сторону и грызя пустышку. Яркие картинки, динамичность действия и полное отсутствие смысла и логики в сменяющих друг друга клипах. Хороший учитель для малыша. Правда, мы вовремя опомнились, заметив чудо-эффект телепередач, и ограничили доступ ребенка к телевизору. Но это всего лишь нормальное поведение внимательных родителей по отношению к малышу. Понятно, что так поступит каждая мама. Поэтому кризисный возраст подкрадывается позднее, когда школьник приходит домой, родители на работе, уроки делать лень… Остаются компьютер и телевизор. Почему бы не посмотреть любимое реалити-шоу. Там все как в жизни. Да и герои красивые и успешные, да еще и отпор любому могут дать. Вот и учатся детки «как строить любовь», «не жить как она», а точнее, наоборот, разбираться, какие тряпки нынче в моде, и «где лучше тусовки»… Потому что, доверчивые, принимаем за образец то, что сваливают на нас телеканалы. Да, кстати, обилие крови и борьбы супергероев не на жизнь, а на смерть тоже не радует, но это уже отдельная тема для разговора, так же как и «антисоциальное» поведение некоторых героев детских мультфильмов. Легко сделать кумира для подрастающего поколения, вот только то ли слепили? Поэтому снова на плечи родителей ложится обязанность объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо».

Оставив в стороне этические проблемы, перейдем к психологическим. Легче посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Думать не надо! Современного ребенка трудно убедить словами, что книга намного интереснее любого фильма. Просто мы разные, мы по-разному воспринимаем информацию. С самого раненого возраста дети начинают активно принимать информацию не только визуально, как наши родители, когда самой большой ценностью была книга, но и аудиально, причем постоянно. Это, безусловно, экономит время. Например, сегодня все больше начинают пользоваться спросом книги, которые можно прослушивать, да и представителя молодого поколения в наушниках встретишь чаще, чем уникума с книгой.

Безусловно, все-таки не нужно так категорично относиться к телевизору. Есть люди, для которых телевизор - единственное окно в мир. Благодаря телевизору мы получаем массу полезной информации… Но, наверное, стоит иногда задаваться вопросом, кто главнее в доме: мы или ОН? Может не стоит забывать близких, предпочитать программу родному ребенку («Тсс! Тихо же! Не мешай, ничего не слышно из-за тебя!»)? И сколько полезного можно сделать за время, которое ты молча просидел в кресле?..

Итак, вот некоторые профилактические советы. Действие проверено на личном опыте.

- Не сидите дома! Постоянно нужно чем-то заниматься. Чем больше у вас дел, тем меньше потребность восполнения эмоций посредством телепрограмм.

- Телевизор можно просто переставить в другое место. Мы же стараемся сделать жизнь комфортнее и если перед ТВ мягкий диван или холодильник под боком, то уходить не захочется…

- Можно пробовать занять вечернее время каким-нибудь интересным занятием для всей семьи. Когда-то все садились с книгой, читали вслух и обсуждали… Почему бы об этом не вспомнить?

- Самое тяжелое, но исполнимое, если задаться целью: не включать без надобности.

- И, наконец, совет родителям. При просмотре телепрограмм обсуждайте с ребенком поведение, поступки героев. Телевизор здесь станет даже помощником! И общение в кругу семьи, и отдых, и воспитание!

= = = = = = = = Предупрежден - значит вооружен = = = = = = = =

- Телевизор способствует развитию пассивности. Как результат, снижается способность концентрироваться, ухудшается успеваемость в школе.

- Телевизор нарушает нормальную реакцию на пищу. Мы съедаем больше перед телевизором. Описание возникающих из-за переедания проблем со здоровьем излишне.
- Слишком интенсивный просмотр телевизора может спровоцировать аутизм у маленьких детей. Таковы результаты исследования, проведенного группой психологов из Корнельского университета. Маленький человек привыкает жить в другой реальности.

- Существует связь между поведением ребенка и временем, просиженным у экрана телевизора. Агрессивность подростков растет с геометрической прогрессией.

- Мы привязываемся к герою телевизионной реальности на подсознательном уровне, так как он может быть похож на кого-то из наших родных, любимых. Поэтому, его точка зрения не принимается критически, а образ действий может представляться верным, даже если это последний негодяй из боевика.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =


- - - -
Мария Маслова,
«Телевизор – лучший друг?»
«Газета для родителей» №07/37 Июль 2008

Читайте также:

Читать статью

понедельник, 1 марта 2010 г.

Детское воровство

детское воровствоКто из взрослых не мечтает о том, чтобы видеть детей честными и добрыми, но вдруг обнаруживается, что дети… воруют. Становится ужасно стыдно. А между тем мотивы детского воровства не имеют ничего общего с неудержимой жадностью к наживе.

Детское воровство именно тем и отличается от «взрослого», что ребенок не понимает, насколько плох его поступок. По детским соображениям и понятиям, он просто на какое-то время берет то, что ему понравилось. Ведь для малыша это совершенно естественно взять на улице чужую игрушку и с ней играть. Никто и не подумает обвинять его в воровстве. Поэтому, когда дети приходят в школу, то некоторые из них даже не понимают, почему нельзя брать вещи одноклассников, ведь они – свои люди, одна семья. В этом случае взрослые не должны ругать ребенка за воровство, как за преступление. Сначала необходимо объяснить ему, в чем его ошибка, и заставить вернуть украденное.

В возрасте от 9 до 12 лет воровство может быть связано с распущенностью и нежеланием ребенка на свое «хочу!» самому себе ответить «нет!». Детям тяжело справиться с соблазном, хотя они и чувствуют стыд за свой поступок. В этом случае наказанием может стать огласка этого поступка. Ведь каждый ребенок болезненно воспринимает осуждение ровесников и не хочет выглядеть в неприглядном виде. Но если «перегнуть палку», можно вызвать обратную реакцию: «Да, я плохой! Ну и что!» Закрепление негативного образа собственного «я» очень опасно. Поэтому, очень важно здесь поведение взрослых (и родителей, и педагогов). Надо стать непреодолимой преградой на пути «переселения» краденого. Ведь если некуда приносить чужое и нельзя использовать чужую вещь, то зачем она нужна?

То, что в раннем детстве кажется случайным эпизодом, то у подростка становится сознательным шагом. Именно в этом возрасте на первое место выходят азарт, жажда приключений. Для детей, которые жить не могут без риска, всегда необходимо находить полезные занятия, чем-то увлекать.

Опасным симптомом является то, что ребенок берет все, что «плохо лежит»; сразу же бросает или теряет украденное; крадет, потому что не может не красть. В этом случае воспитание бессильно – нужно обращаться к врачу, этот ребенок болен клептоманией.

Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него. Вера взрослых людей в ребенка убережет его от опасного шага. Да, это важна тема и вопросов здесь больше, чем ответов. Давайте попробуем подумать и поразмышлять.

- - - -
Марина Ефимова,
«Неопределимый соблазн»
«Газета для родителей» №10/40 Октябрь 2008

Читайте также:

Читать статью